You are viewing michletistka

Previous Entry | Next Entry

Застывшая музыка Орты

Кисо
Некоторые тут жаловались, что я забыла о прекрасном! ;)
глупости, конечно, потому что о прекрасном забыть невозможно. Прекрасное есть. И чем больше оно есть, тем дороже стоимость. Такова селяви.
(Вот если бы еще на лжеплюсе были безразмерные папки).
Впрочем я не об этом.
Я о том, что строить из стекла и железа - мысль не новая. Но только нынешние архитекторы сумели ее опошлить до зеркальных коробок невообразимых и, как правило, мерзостных, оттенков.
А когда-то первопроходцы видели в этих материалах силы стихии!
Траффик, само-собой.


Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года.Некоторое время он учился в музыкальной студии, но вскоре бросил музыку и предпочел ее застывшую форму стал посещать гентскую Академию искусств, а затем, побывав в Париже, в 1880 продолжил обучение в брюссельской Академии изящных искусств. Брюссель в 1880-1890-х годах был центром художественной культуры, где пересекались пути основных новаторских течений в искусстве. Молодой Орта проходил практику и работал в бюро Альфонса Бала, известного архитектора-неоклассика, который в те годы занимался созданием зимнего сада особняка Лекен. Начиная с работы над этим проектом Орта демонстрирует удивительные возможности таких материалов, как стекло и металл.
С ранним английским модерном Орта познакомился на выставках и чтениях группы ХХ-ти. Работа над обоями и рисунками для текстиля помогла Виктору сформировать собственный орнаментальный стиль, который проявился уже в первых работах архитектора.
К ранним сооружениям Орты относится особняк Тасселя в Брюсселе, построенный в 1895-1897 гг.

Элементы оформления фасада выглядят сдержанно, но таят в себе массу благородства и утонченность деталей.
Внутренняя планировка, напротив, наполнена стремительной энергией роста и расширения пространства. Эту энергию несут в себе текучие формы железа, впервые использованного в проектирование жилого пространства дома.
Баллюстрады и колонны выполненные в виде стеблей растений, отражают текучее движение внутреннего пространства.
Лестничные проемы расширяют это движение в вертикальном направлении.

"Направление этой экспансии идет изнутри наружу, от орнаментированного интерьера в начале к самому зданию впоследствии. В той же самой мере, в какой особенности отделки распространяются на весь дом, внешняя пышность возвращается к внутренним формам, отцветает "орнаментальная весна" и наступает "архитектурное лето" (Цит. по Г. Фар-Беккет, Искусство модерна)

Изгибы железа "отражаются" в декоре стен и пола.



Орта впервые создает план жилого дома с текучими переходами пространства в горизонтальном и вертикальном направлениях, названный "бельгийской линией".






Несомненно в трудах Орты отражаются идеи Виолле-ле-Дюка, изложенные в его "Образном словаре французской архитектуры": "Стиль существует, потому что форма архитектуры есть лишь строгое следование лежащим в ее основе структурным принципам:
1) используемых материалов, 2) исскуства их применения, 3) поставленных задач, 4) логического подчинения деталей целому...Когда архитектурное сооружение ясно выражает ту цель, для которой оно предназначено, это означает, что оно стильно; когда оно к тому же образует гармоничное целое с окружающими его зданиями, оно выполнено в определенном стиле..."

Любимые материалы Орты четко подразделяются по своим функциональным и энергетическим принципам:
Камень используется как конструктивный и пластичный материал, способный неожиданно "течь" и обладающий пассивностью и стабильностью.
Так же необычно используется Ортой и дерево. Оно чаще подчеркивает горизонтальное, чем вертикальное распределение масс, тоже, как и камень, становится зыбким, неожиданно открывает свою "женскую" сущность.
"Мужские" - сильные и динамичные элементы, подчеркивающие вертикали и возносящиеся вверх это железо и стекло, которые олицетворяют моменты наивысшей мощи и напряжения. Таким образом все материалы находились в постоянном "статико-динамическом" взаимодействие, превращая пространство дома в единое целое.
Мельчайшие предметы интерьера проектировались так, чтобы отвечать задачам общего динамического равновесия.








Самое "личностное" из сооружений Орта, где все, начиная с внешнего вида здания и заканчивая роскошной обстановкой, спроектировано архитектором лично - особняк (Отель) Сольве.

Во внутренней отделке использованы самые благородные материалы - зеленый мрамор, стекло, железо, которые иногда дополняют друг друга, иногда контрастируют или существуют совершенно обособленно.

Именно за совершенство работы над этим проектом Орта получил от своего французского коллеги Гектора Гимара прозвище "зодчего искусства".

Еще большего изящества и более широкого применения стекла Орта добивается в другом проекте - особняке ван Эйтвельд (не уверена в транскрипции, поэтому дам французское название Hôtel van Eetvelde).

вестибюль особняка, словно диковинная оранжерея, перекрыт стеклянным куполом, узоры которого вырастают из металлических колон.

Та же любовь к деталям проявляется и в доме Фризон:

Народный дом в Брюсселе, служивший местом собраний Бельгийской социалистической партии и разрушенный, несмотря на сопротивление общественности в 1964-1965 гг. Был первой каркасной конструкцией с фасадом из стекла и железа, ставшей прообразом современных "шторных" фасадов.
Но одним из самых запоминающихся проектов стал несомненно дом-мастерская Виктора Орты, в котором сейчас располагается музей архитектора:




















В здании торгового комплекса, возведенном после 1900 года магазине "Вокез" так же проявляется стремление к использованию эстетических возможностей архитектуры. Но на первое место выходит функционализм, которым будут отмечены и все последующие работы Орты.


















Городская архитектура:


Загородная архитектура - частная вилла Карпентьер:




В 1915 году Орта жил в Лондоне, а вскоре переехал в США. Здесь он оставался до 1918 года, до окончания первой мировой войны. В 1922-1928 годах архитектор создал проект Дворца изящных искусств для Брюсселя.
Орта сделал блестящую карьеру. С 1927 года он руководил Брюссельской Академией изящных искусств. Жизнь архитектора оборвалась в 1947 году.
Прекрасный сайт по модерну и страницы посвященные Виктору орте:
http://1900.art.nouveau.free.fr/?-Bruxelles-Belgique-
Дом-музей:
http://www.hortamuseum.be/main.php?lang=en&part=maison&page=visite
Текст основан на книге Габриеле Фар-Беккер "Искусство модерна".

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
fistashka3
Aug. 22nd, 2008 06:38 pm (UTC)
Прекрасная подборка. Спасибо! :)
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:08 am (UTC)
Да, , мне кажется, что узоры Орты можно рассматривать бесконечно!
dolorka
Aug. 22nd, 2008 09:32 pm (UTC)
Боже, какая красота, спасибо!
В смысле, спасибо тебе. И автору. Ну и Богу: вдруг он есть и вдохновляет автора - творить, а тебя - чувствовать красоту. Ведь красота и ты - это нечто неотделимое друг от друга...
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:09 am (UTC)
Спасибо, Долли!
ghyta_0gg
Aug. 22nd, 2008 10:12 pm (UTC)
Уххх!!!
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:09 am (UTC)
Вот умели же люди делать живые вещи!
b_a_n_s_h_e_e
Aug. 23rd, 2008 04:37 am (UTC)
*всплакнула* Нет, сейчас все не то, нет уже такой красоты. Просто удивительные узоры. Почему-то напоминают толкиновских эльфов.
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:10 am (UTC)
Ага. Может он был из прекрасного народца?
chur72
Aug. 23rd, 2008 07:28 am (UTC)
здорово)
и хорошо перекликается с дизайном вашего жежешника)
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:10 am (UTC)
Фон ЖЖ поперла у Тиффани. Еще бы им не перекликаться! ;)
agnesvogeler
Aug. 23rd, 2008 07:32 am (UTC)
Спасибо:)
Ты картинки частично из книги сканировала?
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:12 am (UTC)
Нет, из книги там только пара фотографий - еще с тех времен, когда я работала в музее, нам фотограф снимал материалы для лекций. Остальное искала в интернете.
agnesvogeler
Aug. 24th, 2008 07:56 am (UTC)
О, ты работала в музее?
topsika
Aug. 23rd, 2008 12:24 pm (UTC)
Очень интересно. С удовольствием читала и разглядывала. Больше всего мне понравился его дом мастерская. И загородная вилла.
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:14 am (UTC)
У него все работы красивы, даже не знаю, что лучше. Если только съездить в Брюссель и посмотреть все воочию!
ivha_ua_nsk
Aug. 23rd, 2008 12:39 pm (UTC)
Слушай, смотреть на это с раскрытыми чакрами - просто улет какой-то... Знаешь, за последнюю неделю два, подаренные тобой произведения искусства (разных жанров), умудрились повергнуть меня в шок. Это - третье.
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:14 am (UTC)
;) Буду продолжать!
melbaa
Aug. 23rd, 2008 01:37 pm (UTC)
Волшебно, конечно. Причем интерьеры мне понравились больше экстерьеров. Особенно почему-то лестница на первом фото.
michletistka
Aug. 24th, 2008 06:16 am (UTC)
Мне, почему-то, вспоминается "Сага о Форсайтах", когда я представляю дом, который построил Босини для Ирен, мне кажется, что это особняк похожий на особняк Тасселя.
melbaa
Aug. 24th, 2008 07:09 am (UTC)
А я недавно попыталась читать эту книгу, но не смогла долго выдержать :/
michletistka
Aug. 24th, 2008 07:20 am (UTC)
Я тоже не дочитала. Хотя подумываю, что надо у кого-то взять и закончить хотя бы первый том. Просто, ради самодисциплины!
osting
Aug. 24th, 2008 10:44 pm (UTC)
Ах какие загогулины! :)
milij_rizhik
Jun. 23rd, 2009 08:30 am (UTC)
Очень мне эта вилла Карпентьер нравится.
(И ручки дверные!)
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

Кисо
michletistka
michletistka

Latest Month

December 2014
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
5.10 КБ

MiniViolets.ru  - сайт о миниатюрных фиалках.  Коллекция Екатерины  Зыбиновой, Москва. Информация о выращивании миниатюрных сенполий, авторские статьи, иллюстрированный каталог, энциклопедия сортов, продажа коллекционного материала - как листовых черенков, так и взрослых растений
Powered by LiveJournal.com